Пророк из Ороры: как неприметный экс-банкир стал главным поставщиком мяса для McDonald’s и миллиардером
Шелдон Лавин впервые вошел в рейтинг богатейших американцев в 88 лет с состоянием в $3 млрд. Его имя мало кому известно, но с его продукцией знакомы многие: его компания — крупнейший и старейший поставщик мяса для McDonald’s. Как американец сменил банковскую отрасль на мясоперерабатывающую, пережил скандал с просроченными наггетсами и сумел попасть в список Forbes?
Миллионы котлет для биг маков и макчикенов каждый день сходят с конвейеров заводов от Иллинойса до Китая, которыми владеет продуктовый подрядчик OSI Group. Мясо подвергается мгновенной заморозке, а затем отправляется в рестораны, где его остается только разогреть, добавить специальный соус и вместе с маринованными огурчиками положить на булочку с кунжутом.
Название OSI Group слышали немногие, но это — одна из самых больших частных компаний в США, крупнейший и старейший поставщик мяса для McDonald’s. Штаб-квартира OSI Group находится в городе Орора недалеко от Чикаго. Предприятие выпускает продукцию для легендарной сети фастфуда уже больше полувека и сегодня занимается этим свыше чем в десяти странах.
OSI Group находится под строгим контролем 88-летнего миллиардера Шелдона Лавина, возглавляющего совет директоров и владеющего львиной долей бизнеса с продажами на $6,3 млрд (данные за 2019 год). В этом году Лавин впервые вошел в рейтинг 400 богатейших американцев по версии Forbes: его состояние оценили в $3 млрд. При этом бизнесмен почти не общается с прессой, а его компания стала идеальным малоизвестным и неприметным партнером для брендов, к которым постоянно приковано внимание общественности — в их числе бренд Oscar Mayer корпорации Kraft Heinz, сети продуктовых магазинов Whole Foods и ресторанов мексиканской кухни Chipotle. Для них OSI Group ежегодно изготавливает больше 20 000 тонн стейков, барбекю, карнитас (мясной начинки для тако), софритас (веганской версии буррито), фасоли и разных видов сальсы. В прошлом году холдинг привлек нового клиента — стартап Impossible Foods, выпускающий искусственное мясо на основе сои для вопперов Burger King и сэндвичей Starbucks.
Михаил Метцель/ТАСС
Список заказчиков Лавина впечатляет, но о самом предпринимателе известно немного. «Это всегда был его девизом по жизни ― держаться как можно тише», ― говорит бывший президент OSI Group Даг Галланг, проработавший с Лавином 30 лет. «Шелдон всегда был очень замкнутым. Поскольку OSI Group — частная компания, нам совсем не хотелось обрастать дурной славой», — отмечает он, отказываясь вдаваться в детали.
Это актуально и сегодня, хотя на закате карьеры Лавин начал позволять себе немного похвастаться. Он отверг все наши многочисленные просьбы об интервью, но в 2019 году согласился ответить на вопросы блога Professional Tales, а затем выложил текст на своей странице в Medium. «У меня талант к тому, чтобы строить компании, ― утверждал Лавин, или, как его называют друзья и коллеги, Шелли. ― Мне просто очень нравится наблюдать за тем, как разрозненные кусочки плана со временем собираются в единое целое».
Из банкира в мясника
Судьба бизнеса Лавина тесно связана с McDonald’s. История OSI началась еще в 1909 году с мясной лавки, которую в пригороде Чикаго держал иммигрант из Германии Отто Кольшовски. Ее дела по-настоящему пошли в гору лишь в 1955 году, когда сыновья Кольшовски заключили сделку с агентом по франшизе McDonald’s Рэем Крокком. В то время Крок открыл только первый ресторан сети в городке Дес-Плейнс в Иллинойсе, а семейное предприятие Otto & Sons стало для зарождающейся фастфуд-империи первым поставщиком свежего мяса для гамбургеров. По мере расширения сети ресторанов росло и число ее поставщиков: через десять лет мясом McDonald’s обеспечивали уже 150 подрядчиков. С появлением в конце 1960-х технологии криогенной мгновенной заморозки Крок сильно сократил список поставщиков и предложил одно из пяти оставшихся в списке мест компании Otto & Sons. Но для строительства первой мясной фабрики промышленных масштабов с морозильными установками, которая отвечала бы запросам заказчика, семье нужны были деньги.
Поэтому в 1970 году Кольшовски обратились к Лавину, на тот момент — 38-летнему банкиру, попросив его помочь. Он нашел необходимую сумму (ее размер никогда не раскрывался), и кредитный агент был настолько впечатлен, что предположил, что Лавину стоить дать долю в предприятии. Лавин тогда отказался, но спустя десять лет, когда старший Отто отошел от дел, он стал полноценным партнером компании и по согласованию с McDonald’s взял себе треть акций. Вскоре после этого он стал генеральным директором, а фирма сменила название на OSI.
Еще через десять лет один из сыновей Кольшовски решил продать свою долю, и Лавин стал владельцем половины предприятия. Долю другого сына Отто он впоследствии тоже выкупил. «Получив в 80-х полный контроль над бизнесом, я решил, что если не превращу OSI в крупную корпорацию, то оставаться в бизнесе незачем, ― признавался глава компании в 2013 году, когда его имя появилось в зале славы мясной промышленности США. ― Я вполне мог вернуться в финансы. И если бы мне не удалось масштабировать бизнес, я бы ушел».
Именно с подачи Лавина OSI вышла на международные рынки вслед за McDonald’s. Все начиналось с заводов в Германии и Испании, потом была Латинская Америка, а когда пал железный занавес, настал черед Восточной Европы. Бизнесмен всегда старался предвидеть, куда сеть фастфуда отправится дальше, и постоянно летал по разным странам, чтобы встретиться с местными мясоперерабатывающими предприятиями и оценить производственные мощности потенциальных партнеров. «Каждый раз, заходя на рынок новой страны, McDonald’s тянул за собой «локомотив» подрядчиков и всю сеть поставок, ― объяснял Лавин деловому журналу Harvard Business Review в 2001 году. ― Мы стремились не отставать от клиента и выкладывались на полную. Мы даже ввели в обиход слово «макдональдизация», потому что понимали цели McDonald’s, были знакомы с системой и нуждами компании, а также умели с ними взаимодействовать». Чтобы угодить самому дорогому клиенту, Лавин брался за новые направления бизнеса: начал выращивать салат в Китае, разработал первые чикен макнаггетс и бекон круглыми кусочками для бургеров. По данным Harvard Business Review, в те годы на продукцию OSI Group приходилось около 10% всех затрат сети на закупку ингредиентов по всему миру.
Стратегия предпринимателя требовала крупных финансовых вложений, но с учетом его обширного опыта работы в банковской сфере, это было даже к лучшему. «Он знал, где искать деньги и как приумножать капитал. По этой части ему в мясоперерабатывающей отрасли не было равных, ― делится Чак Джолли, один из учредителей зала славы мясной промышленности. ― Он оказался настолько умен, что предвидел тенденции на десять лет вперед, хотя в нашем деле заглядывать так далеко никто не любит».
Это также означало, что OSI не собиралась до скончания веков держаться за один лишь McDonald’s. Примерно в 1992 году холдинг начал привлекать новых клиентов. Через восемь лет 15% своего дохода, или $650 млн ежегодно, OSI получала от других заказчиков, например, сетей ресторанов быстрого питания KFC и Pizza Hut, а также производителей полуфабрикатов ConAgra, Tesco и Nestlé. «Расширение бизнеса и поиск новых направлений деятельности были, пожалуй, самым захватывающим аспектом работы, ― говорил Лавин в 2013-м. ― Я горжусь тем, что мы обогнули весь земной шар и во всех регионах присутствия сохранили корпоративную культуру OSI, при этом укрепив сотрудничество с McDonald’s еще больше».
Тюремные сроки из-за несвежих наггетсов
В 2014 году все это чуть не пошло прахом. Компания к тому моменту только завершила строительство своей десятой фабрики в Китае, которая обошлась в $750 млн. Тогда же местный телеканал Dragon TV рассказал о том, что сотрудники завода меняют на уже непригодной в пищу замороженной говядине сроки годности, а из испортившихся чикен макнаггетс для McDonald’s вовсе делают новые. Государственные органы по контролю безопасности пищевых продуктов немедленно закрыли предприятие, арестовали шестерых управленцев OSI Group и начали в отношении компании расследование.
Лавин принес публичные извинения: «То, что случилось ― совершенно недопустимо. Не буду пытаться как-то оправдаться или найти объяснение. Это было абсолютно неправильно, и мне очень горько, что подобное произошло в моей компании». McDonald’s к тому времени уже дополнительно закупал мясо для гамбургеров у двух крупнейших производителей мяса в мире: бразильской компании JBS S.A. и американского сельскохозяйственного холдинга Cargill из Миннеаполиса в штате Миннесота. Сотрудничество с OSI Group фастфуд-гигант тогда приостановил. Так же поступил и Yum! Brands, владелец KFC и Pizza Hut.
Этот скандал вместе со стагнацией потребительского спроса на фастфуд по всему миру нанесли по бизнесу Лавина сокрушительный удар. В McDonald’s ничего не комментируют, но, по словам аналитиков и оценкам Forbes, объем продаж OSI держался на одном уровне четыре года подряд, хотя за период с 2010 по 2013 годы он вырос вдвое. Компания сократила больше 320 сотрудников.
Следствие в Китае тянулось почти два года, причем некоторые менеджеры OSI Group провели в заключении 17 месяцев. Холдинг открыто критиковал процесс, но сам Лавин больше не высказывался публично. Расследование подошло к концу в 2016 году — предприятию выписали штраф в размере $365 000, а десятерым управленцам предъявили обвинения в продаже некачественной продукции и приговорили к лишению свободы.
Новый клиент
Ситуация изменилась к лучшему в 2019 году: OSI Group заключила контракт с Impossible Foods на изготовление вопперов и других продуктов из растительного сырья. Благодаря сделке ежегодный доход компании Лавина увеличился приблизительно на $200 млн — до $6,3 млрд. Несомненно, была какая-то ирония в том, что самый давний производитель гамбургеров для McDonald’s начнет выпускать бургеры из растительного мяса для поставщика Burger King. Но эта сделка стала для компании тем самым толчком к развитию, которого остро не хватало.
Руководство Impossible Foods обратилось к OSI Group в прошлом году, когда столкнулось с перебоями в поставках фирменного искусственного мяса в преддверии его розничного дебюта в супермаркетах. «В прошлом году мы усвоили нелегкий урок», ― рассказывает по Zoom основатель и генеральный директор Impossible Foods Пэт Браун, согласившийся подробнее рассказать о том, как его предприятие решило задействовать в изготовлении своей продукции еще одну компанию. В то время он отправился из калифорнийского Пало-Альто в пригород Чикаго, чтобы лично встретиться с Лавином и посетить несколько его фабрик. «Нарастить масштабы производства такого продукта как наш невероятно сложно», ― отмечает Браун.
Лишь начал OSI Group снова вставать на ноги, как свежие трудности принесла пандемия. Согласно опубликованной в июне финансовой отчетности McDonald’s (скорее всего, по-прежнему ключевого клиента компании), в текущем году продажи сети упали больше чем на 20%. Кроме того, по меньшей мере на одном заводе OSI в Чикаго, поставляющем мясо и сосиски для завтрака, была выявлена вспышка COVID-19. Диагноз подтвердился у 30 сотрудников из 500.
Лавин не спешит делиться своими планами по выбору преемника в бизнесе. Его жена, с которой он прожил вместе 55 лет, умерла в 2009-м, а трое взрослых детей с компанией никак не связаны. Руководство OSI Group считает, что предприниматель скорее умрет, чем уйдет на пенсию. Как он однажды заявил в интервью отраслевому журналу National Provisioner, «единственный человек, перед которым я отвечаю ― это тот, кого я каждое утро вижу в зеркале».
Кто из миллиардеров заработал состояние на поставках для McDonald’s
Семья Каргилл, общее состояние — $20 млрд. Сельскохозяйственную корпорацию Cargill в 1865 году учредил Уильям Каргилл. Сегодня долей в крупнейшей частной американской компании, поставляющей в McDonald’s часть сырья для гамбургеров, владеют восемь наследников основателя. Каждый из них ― с миллиардным состоянием.
Джозеф Кристофер, Джуд и Дьюк Рейесы, общее состояние — $11,8 млрд. Вместе с братьями Джудом и Дьюком Крис Рейес управляет организацией Reyes Holdings, которая владеет двумя компаниями, разливающими по бутылкам напитки Coca-Cola и развозящими продукцию по ресторанам McDonald’s на западном побережье и Среднем Западе США.
Уэсли и Джосли Батиста, общее состояние — $5,4 млрд. Братья Уэсли и Джосли из Бразилии продают McDonald’s гамбургеры через публичную компанию JBS S.A., одно из крупнейших в мире мясоперерабатывающих предприятий.
Чак Бандрант, состояние — $1,3 млрд. Бандранта называют главным популяризатором сайды (которую раньше считали кормовой рыбой) для использования в филе-о-фиш в McDonald’s. Товар он поставляет сети через рыболовецкую фирму Trident Seafoods.
Лю Сюэцзин и семья, состояние — $1,2 млрд. Частная компания Лю под названием GMK Holdings со штаб-квартирой в уезде Янгу, расположенном в провинции Шаньдун на востоке Китая, поставляет курицу для KFC и McDonald’s в Китае и Юго-Восточной Азии.