Братская могила имени Костенко
Казахстан национализирует «АрселорМиттал Темиртау» после крупнейшей за 15 лет аварии на угольной шахте.
Власти Казахстана завершают приобретение местного бизнеса люксембургской сталелитейной компании ArcelorMittal на фоне крупнейшей за 15 лет аварии на угольной шахте. В правительстве заявили, что достигли предварительной договоренности с акционерами АО «АрселорМиттал Темиртау» (АМТ) и готовятся передать предприятие в собственность государства. Правда, неясно, когда именно была достигнута эта договоренность — до или после взрыва на шахте имени Костенко, унесшего жизни нескольких десятков горняков. Подробности — в материале «Ферганы».
Взрыв на шахте имени Костенко, расположенной недалеко от Караганды, произошел 28 октября в 02:33 по местному времени. Ему предшествовало возгорание. «Сила взрыва была такая, что вышла из строя телекоммуникация на западном и восточном блоках. Под ударную волну попал не только аварийный участок, но и лава К2, которая находилась на восточном блоке. Дальность распространения ударной волны составила более 2 км», — сообщил первый замдиректора Карагандинского филиала ТОО «Республиканский центральный штаб профессиональных военизированных аварийно-спасательных служб» Геннадий Силинский. К моменту написания материала была подтверждена гибель 33 человек, поиски еще 13 продолжались. Тела погибших шахтеров поднимали весь день, подавляющее большинство из них были обезображены взрывом.
По количеству жертв нынешняя авария сопоставима с катастрофой 11 января 2008 года, когда на шахте «Абайская» «АрселорМиттал Темиртау» произошел взрыв метана. Тогда погибли 30 шахтеров, тела 23-х из них так и не удалось поднять на поверхность.
Касым-Жомарт Токаев на встрече с родственниками погибших и пропавших без вести шахтеров.
29 октября в Казахстане был объявлен общенациональный траур по погибшим. С их родственниками встретился президент Касым-Жомарт Токаев. Он пообещал выяснить все обстоятельства трагедии и оказать поддержку. Своей администрации глава государства поручил прекратить инвестиционное сотрудничество с «АрселорМиттал Темиртау».
«Данная компания оказалась самой худшей в нашей истории с точки зрения сотрудничества с правительством и предприятием.
Теперь нам надо подумать о том, чтобы принять меры по самому предприятию. Вы знаете Басина Вадима Борисовича. Он когда-то работал на «АрселорМиттал» , был заместителем акима области. Я ему поручаю вернуться и возглавить данное предприятие, взять под управление. У нынешнего руководства предприятия ничего не получается», — сказал президент.
Таким нехитрым способом Токаев сменил руководителя компании, которая формально до сих пор входит в состав международного концерна ArcelorMittal, что лишь подтверждает ее скорую национализацию.
Спекуляции вокруг будущего компании нарастали с сентября, когда первый вице-премьер Роман Скляр сообщил журналистам о поисках потенциальных инвесторов в связи с многочисленными инцидентами на шахтах «АрселорМиттал Темиртау». Поводом для этого стало невыполнение компанией инвестиционных обязательств, нарушения техники безопасности и, как следствие, гибель людей.
Сразу после ЧП на шахте имени Костенко правительство объявило о предварительной договоренности с акционерами АО «АрселорМиттал Темиртау» по передаче права собственности на предприятие в пользу Республики Казахстан. Сейчас завершается оформление соответствующей сделки, добавили в пресс-службе кабмина, не уточнив деталей.
С аналогичным заявлением выступила ArcelorMittal, собственник АМТ. В компании обязались завершить сделку как можно скорее, «чтобы минимизировать сбои», также не приведя никаких подробностей.
Ни одна из сторон не уточнила, когда было подписано соглашение — до или после аварии на шахте.
ArcelorMittal приобрела свои активы в Казахстане в 1990-х годах, пообещав вкладывать в них деньги и модернизировать их. В настоящее время ей принадлежат четыре железных рудника, восемь угольных шахт и одно из крупнейших предприятий республики Карагандинский металлургический комбинат (Кармет). На него, по информации Bloomberg, в прошлом году приходилось около 5% от общего объема производства компании. В связи с этим возникает вопрос, планируют ли власти республики платить ArcelorMittal за национализируемые активы. Во всяком случае, еще в сентябре министр промышленности Канат Шарлапаев заявлял, что Казахстан уважает права международных инвесторов и ни у кого ничего отбирать не будет.
Детская площадка в Темиртау.
Сразу после взрыва в Караганде все шахты «АрселорМиттал Темиртау» приостановили работу на сутки для проверки газовой защиты. Помимо проблем с безопасностью, эта компания в последние годы оказалось под пристальным вниманием из-за экологических нарушений. В 2018 году казахстанский город Темиртау, где расположен Кармет, попал в заголовки мировых СМИ после того, как его «завалило» черным снегом. Аким (глава) города Галым Ашимов в связи с этим просил проверить очистные сооружения «АрселорМиттал Темиртау». Но в компании все претензии в свой адрес отвергали, заявляя, что источником черной пыли может быть любое крупное предприятие города, и что в каждом конкретном случае нужно учитывать направление ветра.
Все эти проблемы предстоит решать новому владельцу «АрселорМиттал Темиртау», и пока речь идет о государстве. В кабмине подчеркивают, что вопрос последующей передачи АМТ другим иностранным инвесторам не рассматривается. Хотя еще два месяца назад среди её возможных покупателей эксперты называли компании из Китая, России и Индии.