Сомнительный «багаж» Беглова
Стоит ли петербургскому губернатору рассчитывать на второй срок?
Губернатор Санкт-Петербурга Александр Беглов, с учетов временного исполнения обязанностей, занимает свой пост уже пять лет и в сентябре следующего года срок его полномочий подходит к концу. Несмотря на отсутствие заявлений о планах баллотироваться на второй срок, в Смольном ведется работа по созданию Беглову максимально положительного имиджа, а в его достижениях подчеркивается участие президента. Вот только предвыборные обещания чиновника образца 2019 года по большей части так и остались «декларацией о намерениях». Но самое главное: у действующего губернатора фактически отсутствует связь с общественностью, о необходимости которой он заявлял ранее.
Даже петербургское отделение ВООПИиК, после прошлогоднего исключения четверых известных градозащитников Александра Кононова, Алексея Ковалева, Бориса Вишневского и Анны Капитоновой превратилось в послушный придаток Смольного. В итоге, не будучи услышаны городской властью, петербуржцы предпочитают обращаться напрямую к Владимиру Путину и главе Следкома Александру Бастрыкину, который берет на личный контроль ситуацию со сносом исторических зданий в Северной столице и инициирует возбуждение уголовных дел в отношении чиновников из команды Беглова. Также Бастрыкину приходится разбираться с проблемами уплотнительной застройки, в частности, в центре его внимания находится строящийся «Группой ЛСР» миллиардера Андрея Молчанова жилой комплекс на Васильевском острове, ставший причиной гражданских протестов. Инициированные Бегловым реформа общественного транспорта и мусорная реформа оказались непродуманными и вызвали недовольство горожан, а анонсированное губернатором расширение линии метрополитена с открытием 89 новых станций эксперты считают нереализуемым в обозримой перспективе. Тем не менее, Беглов сдержал обещание и увеличил городской бюджет до 1 трлн рублей, вот только произошло это за счет налоговых поступлений от структур «Газпрома», в то время как количество субъектов МСП в Петербурге в последние годы неуклонно сокращается.
В Смольном «собирают позитив»
В сентябре следующего года жителям Санкт-Петербурга предстоит выбирать губернатора. Действующий глава Северной столицы Александр Беглов руководит городом на Неве уже более пяти лет: на должность он был назначен указом президента в октябре 2018-го, правда, с приставкой врио, от которой избавился после выборов-2019.
Несмотря на то, что сам Беглов еще не заявлял о намерении переизбрания на второй срок, по информации питерских СМИ, в Смольном соответствующая подготовка уже идет полным ходом. Например, издание «Фонтанка», со ссылкой на собственные источники, сообщало о еженедельных совещаниях под названием«Большое Губернаторское Медиапланирование», проводимых вице-губернатором Борисом Пиотровским.
«Поставили цель собрать все хорошее, масштабное и инновационное и в будущем упоминать как заслугу губернатора и президента», – рассказывал собеседник «Фонтанки».
Итак, питерских чиновников озадачили поиском плюсов, которые можно было бы преподносить общественности и избирателям. Правда, предварительно обитателям Смольного не мешало бы вспомнить о предвыборных обещаниях самого Беглова, относящихся к 2019 году.
Тогда много говорилось о необходимости развития транспортной инфраструктуры (включая открытие новых станций метро и поэтапное обновление общественного транспорта), обеспечении горожан доступной квалифицированной врачебной помощью, увеличении бюджета до 1 трлн рублей с целью повышения уровня жизни петербуржцев и т.д.
Но главное, на чем делался упор, это полноценное обсуждение с жителями текущего и будущего развития Северной столицы. В конце концов, граждане имеют право сами решать, на что власть будет расходовать бюджетные средства! И вот теперь настало время этой самой власти отчитаться о проделанной работе, а заодно и представить стратегию будущего развития.
Команда Беглова против градозащитников… и Бастрыкина?
Политологи неоднократно критическивысказывались в отношении возможного второго срока Беглова. Причина проста: слишком много нареканий вызывает его пятилетнее руководство. К тому же губернатор ухитрился окончательно испортить отношения с городской общественностью.
За примерами далеко ходить не надо, достаточно вспомнить о прошлогоднем скандале с исключением из петербургского ВООПИиК четверых известных градозащитников: замглавы отделения Александра Кононова, члена президиума Алексея Ковалева, членов совета Бориса Вишневского (действующий депутат питерского Заксобрания) и Анны Капитоновой. Формальной причиной стало «осуществление деятельности, дискредитирующей общество», наносящей ущерб ВООПИиК и препятствующей работе органов его управления.
Фактически же из питерского ВООПИиК изгнали так называемых «непримиримых», в результате чего Смольный получил в свое распоряжение организацию с максимально лояльным, «ручным» руководством. В итоге на полноценном диалоге петербургских градозащитников и власти, начало которому было положено нашумевшей в свое время встречей кинорежиссера Сергея Сокурова с тогда еще губернатором Валентиной Матвиенко, был поставлен жирный крест.
Нельзя сказать, что произошедшее вызвало особое удивление. Та же «Фонтанка» отмечала: члены ВООПИиК все чаще оппонировали в судах представителям госструктур, в частности, Комитета по охране памятников. Издание напоминало об угрозах сноса ВНИИ бумажной промышленности ради жилой стройки, признании памятником и спасении от демонтажа здания медсанчасти завода им. Калинина на ул. Одоевского, противостоянии сносу манежа лейб-гвардии Финляндского полка.
Дошло до того, что в мае прошлого года глава Следственного комитета Александр Бастрыкин поручил провести проверку многочисленных жалоб на снос ряда исторических зданий в Санкт-Петербурге, построенных в XIX – начале XX веков. За этим последовало возбуждение уголовного дела по факту демонтажа флигелей особняка Салтыковой и манежа лейб-гвардии Финляндского полка на Васильевском острове.
Фигурантами стали председатель городского Комитета по государственному контролю, использованию и охране памятников истории и культуры (КГИОП) Сергей Макаров и его заместитель Галина Аганова. Им инкриминировалось исключение из перечня объектов культурного наследия двух зданий, что сделало возможным их последующий снос и причинило ущерб муниципалитету в размере более 144 млн рублей.
Застройка, протесты и «Группа ЛСР»
Ориентированность на девелоперов и уплотнительная застройка неоднократно становились причиной протестов петербуржцев. Еще в марте 2021 года инициативная группа жителей Центрального района Северной столицы направила в Смольный петицию с более чем 2 тыс. подписей, содержащую требование ввести мораторий на застройку городского центра. Но так как чиновники отказались прислушаться к гласу народа, в июне 2021-го градозащитники записали обращение к президенту на ту же тему.
«Жителям нужны скверы, парки, а не новостройки. Мы бьемся за сохранение культурного наследия, за разумное развитие инфраструктуры и комфортную среду. Исторический центр рушится на глазах. Мы надеемся, что найдем поддержку в вашем лице», – цитировала фрагмент обращения «Комсомольская правда».
Практически одновременно аналогичное письмо на имя главы государства направили жители Василеостровского района. В нем также содержались жалобы на хаотичную и бессистемную застройку жилыми комплексами, приводящую к утрате культурно-исторических объектов, увеличению транспортных потоков и загрязнению атмосферы. Делая акцент на отсутствии комплексного подхода к решению проблемы со стороны органов власти, жители района жаловались на то, что последняя доступная им береговая линия – у острова Декабристов – на глазах превращается в очередную стройплощадку.
Конфликт с застройщиками не заставил себя долго ждать. В августе 2022 года состоялся народный сход против намыва на северной территории острова Декабристов, а несколькими днями ранее на рассмотрение питерского Заксобрания было направлено обращение с 23 тыс. подписей. Причиной недовольства стал проект возведения жилого комплекса на пляжной территории, реализацией которого занялась «Группа ЛСР» – крупный девелопер, подконтрольный миллиардеру Андрею Молчанову.
Вмешаться в противостояние пришлось опять-таки Александру Бастрыкину, лично выехавшему в Петербург. В минувшем мае визит главы Следкома на Васильевский остров сопровождался примечательным инцидентом: на строящийся объект его банально не допустила охрана. В итоге было возбуждено уголовное дело о нарушении правил охраны окружающей среды при производстве работ.
Руководство «ЛСР» заявляло, что это никак не повлияет на ход строительства, так как «работы ведутся строго в соответствии с законом, и оснований для их приостановки нет». Действительно, вскоре городская прокуратура отменила постановление о возбуждении уголовного дела, но Бастрыкин, в свою очередь, инициировал новое расследование, причем на этот раз в отношении городских чиновников.
Суждено ли сбыться мечтам о метрополитене?
Иначе, как строительной анархией, происходящее не назовешь. Но Александру Беглову не до таких «мелочей»: его занимают мысли поистине наполеоновского масштаба. Так, в августе прошлого года, сославшись на проект нового генплана, он анонсировал увеличение протяженности линии петербургского метрополитена почти на 140 километров, подразумевающее открытие 89 новых станций в срок до 2050 года.
Кроме того, для повышения эффективности обслуживания пассажиров планируется строительство 39 транспортно-пересадочных узлов, «куда будут сходиться маршруты сразу нескольких видов транспорта». Кроме недоумения, прозвучавшее заявление не могло вызвать иной реакции. Портал РБК, со ссылкой на Комитет по развитию транспортной инфраструктуры (КРТИ), уточнял: первая очередь представляет собой 31 объект метро (включая 21 станцию), со сроком исполнения до 2030 года.
Вот только на сегодняшний день строительные работы ведутся всего на трех станциях метрополитена, которые планируется ввести в эксплуатацию к 2024 году: это «Горный институт», «Путиловская» и «Юго-Западная». Учитывая отсутствие конкретики, в том числе в вопросе стоимости и сроков, эксперты РБК назвали планы «нереализуемыми в обозримой перспективе». Здесь будет уместным напомнить историю станции метро «Театральная», открытие которой должно было состояться еще в 2012 году, но затем неоднократно переносилось и теперь намечено на 2026 год.
Вообще вопрос общественного транспорта – один из самых болезненных для жителей Петербурга. Инициированная в прошлом году командой Беглова транспортная реформа, в результате которой частные маршрутки заменили муниципальными автобусами, вызвала у горожан исключительно негативные эмоции. Они жаловались на длительное ожидание, некорректное отображение маршрутов на картах, отсутствие учета пассажиропотока, повышение стоимости проезда и т.д. В довершение всего массовый характер приняло возгорание автобусов: в середине июля текущего года СМИ сообщали, по меньшей мере, о 20 машинах поврежденных или полностью уничтоженных огнем.
Вывод напрашивается сам собой: в Смольном не учли всех нюансов и должным образом не подготовились к кардинальным переменам.
Кстати, аналогичным образом произошло и со стартовавшей в начале прошлого года мусорной реформой. В первые же январские дни начался мусорный коллапс: установленные во дворах контейнеры и площадки вокруг них оказались завалены отходами. Как выяснилось, в руководстве выполняющей функции регоператора компании «Невский экологический оператор» (НЭО) не рассчитали объемов работы.
Всего за десять дней, в том числе в отношении НЭО, возбудили 107 административных делопроизводств с общей суммой штрафов более чем в 9,2 млн рублей. Между тем, эксперты возлагали ответственность за случившееся не только на НЭО, но и на городское руководство, затянувшее с выбором регоператора и предоставившее ему недостаточно времени на организацию процесса транспортировки ТКО.
Спасибо Миллеру за бюджет?
Справедливости ради стоит заметить, что свое предвыборное обещание об увеличении бюджета до 1 трлн рублей Беглов все-таки сдержал.
Но если в Москве главным источником бюджетных поступлений является налог на доходы физлиц, то казана Северной столицы формируется в основном за счет сборов с бизнеса. При этом львиную долю доходов, о которых губернатор отчитывался в ноябре прошлого года, город получил благодаря переезду«Газпрома» и его «дочерних» структур, чьи налоговые отчисления достигают 400 миллиардов.
Так что отдельную благодарность Беглов может выразить Алексею Миллеру. А вот субъекты малого и среднего предпринимательства (МСП) чувствуют себя на берегах Невы не вполне комфортно. Согласно официальным данным, за 11 месяцев 2020 года их количество сократилось на 4,3%, причем «Коммерсант» подчеркивал, что фактическое закрытие МСП может носить более масштабный характер, так как процедура ликвидации бизнеса занимает довольно продолжительное время. Официальной причиной называлась, конечно же, пандемия коронавируса.
В 2021 году председатель общественного совета по развитию малого предпринимательства при губернаторе Петербурга Елена Церетели отмечала очередное ухудшение ситуации. По ее словам,
«мы наблюдаем печальную тенденцию: если раньше из малого бизнеса можно было вырасти в средний, а из среднего – в большой, то теперь ситуация складывается строго наоборот».
Правда, по итогам прошлого года в Петербурге все-таки был отмечен рост субъектов МСП, благодаря мерам господдержки, позволившим нивелировать рост ключевой ставки ЦБ. Тем не менее, за первое полугодие их количество успело сократиться на 16 тыс. То есть, о какой-либо стабильности говорить не приходится. Ситуация прямо как в сказке о Мальчише-Кибальчише: «только бы нам ночь простоять да день продержаться».
Подводя итоги можно констатировать: «багаж», с которым Александр Беглов подходит к окончанию срока своих губернаторских полномочий, явно не играет в его пользу. А за оставшееся время всего упущенного не наверстаешь и всех дыр не залатаешь. Если же действующий глава Петербурга заявит о своих политических амбициях, то его расчеты могут быть связаны, пожалуй, только с поддержкой федерального центра. Тем более что после гибели основателя ЧВК «Вагнер», бизнесмена Евгения Пригожина шквал критики в адрес Беглова снизился, и обвинения в госизмене больше не звучат.