"Токен" для трактора: как Водопьянов "поднимает" КТЗ
"Цифровой кредит" для КТЗ Андрея Водопьянова может "раствориться" на просторах Сети, проблемы останутся, а ключевые активы продолжат "доить" олигархи?
Концерн "Тракторные заводы" Андрея Водопьянова привлек кредит в виде цифрового финансового актива на 200 млн рублей. Изначально концерн перевел денежное требование в цифровой формат, после чего его выкупил один из банков, название которого не раскрывается.
Что будет с этим кредитом - большой вопрос, не говоря уже о том, что для российского бизнеса цифровые финансовые активы дело во многом новое, и, как представляется, до конца не отрегулированное. Учитывая давние многомиллиардные долги холдинга и множество связанных с ним других проблем, можно предположить, что впрок эти деньги (или "цифровые фантики"?) ему не пойдут, а то и вовсе могут банально осесть в "цифровых карманах" топ-менеджмента.
Чтобы предположить, что новый кредит вряд ли пойдет впрок, не надо быть большим провидцем - достаточно вспомнить, как развивалась ситуация на предприятии последние годы. Ведь Концерн "Тракторные заводы" (основное юрлицо ООО "МИГ "КТЗ") - один из самых многострадальных машиностроительных холдингов страны. Его проблемы значительно усилились в начале десятых годов, когда он принадлежал крайне неоднозначным бизнесменам Альберту Бакову (зятю режиссера Никиты Михалкова) и Михаилу Болотину.
Довести тракторы "до ручки"
За короткий период времени долги входящих в Концерн предприятий (а это почти два десятка юрлиц) достигли 100 млрд рублей, из которых около 80 млрд были получены от "Внешэкономбанка". Был среди кредиторов и ныне канувший в Лету "Бинбанк" Михаила Гуцериева и Микаила Шишханова.
Учитывая стратегический характер производств концерна, спасать его было решено на уровне Правительства РФ. Между тем, основной бенефициар завода Альберт Баков в 2018 году был признан банкротом. Он и его партнер Михаил Болотин вышли из капитала структуры в 2019 году.
Но еще до этого Правительство приняло решение передать его в операционное управление "Ростеху". Судя по всему, задача финансового оздоровления оказалась слишком трудной даже для этой всесильной госкорпорации. С 2019 года ключевым руководителем предприятия (по наставлению того же Кабмина РФ) стал бизнесмен-машиностроитель Андрей Водопьянов.
Впрочем, часть производств все же была спасена "Ростехом" - а именно "Курганмашзавод", доведенный при прежнем ключевом собственнике Михаиле Болотине до кредитной "ручки". Предприятие вышло из состава концерна, было обанкрочено и присоединено к структурам "Ростеха". Таким образом, старое юрлицо было ликвидировано, но зато сохранилось производство и рабочие места - сегодня предприятие поставляет на фронт СВО новейшие бронемашины.
А вот с другими производствами, отошедшими, в итоге, господину Водопьянову, все оказалось куда сложней. Как говорилось, совокупной долг предприятия достиг 100 млрд рублей, причем сложной была его структура. Масса юрлиц Концерна была должна деньги друг другу, и все они - кредиторам, в первую очередь, "Внешэкономбанку".
В результате долгих пертурбаций и смен собственников и "оздоровителей", а также частичных расчетов с ВЭБом завод оказался в собственности у Андрея Водопьянова. Сегодня 99% основного юрлица принадлежит ООО "Проминвестфонд", которым владеет Андрей Водопьянов. Еще около 1% - за самим Водопьяновым. Однако, так случилось не сразу.
Изначально, в 2019 году, от Бакова и Болотина завод был переписан на кипрский офшор "Помавиа Холдинг Лимитед", за которым может стоять сам Андрей Водопьянов. Уже после в капитал вошел "Проминвестфонд". А в сентябре 2022 года, уже после начала СВО, "Помавиа" резко вышел из капитала, видимо, опасаясь западных санкций. Стоит задаться вопросом - а зачем вообще этот офшор был нужен в числе учредителей? Не могли ли туда выводиться деньги, которые могли бы пойти на оплату кредитов?
Отметим, что к тому времени основные активы завода сменили юридическую "прописку" с Челябинской области к Республику Чувашия, где расположены крупные производства, входящие в концерн.
Еще в 2020 году Андрей Водопьянов дал интервью, в котором расписывал тактику управления доставшимися ему активами. Вместо того, чтобы разобраться с долгами, было решено просто ликвидировать старые юрлица через банкротство, а вместо них создать новые, которым будет проще платить зарплату сотрудникам. Вместе с тем, при ликвидации предприятий куда проще пустить концы в воду в случае каких-либо нарушений. В этом и смысл?
Тракторы для "большого бизнеса"
Но Водопьянов - далеко не единственное действующее лицо в медленно тонущем Концерне. Еще в период "Ростеха" часть активов оказалась у структур, связанных с "Уралвагонзаводом", одним из ключевых бенефициаров которого является олигарх Искандер Махмудов - он же собственник "Трансмашхолдинга" и массы других активов.
Среди прочего, в ведение УВЗ отошел ООО "Технопарк "Тракторозаводский", гендиректором которого на сегодня является Андрей Водопьянов. Может ли он действовать в интересах олигарха, а вовсе не сотрудников предприятия? Сегодня УВЗ принадлежит 80% "Технопарка", еще около 20% за правительством Челябинской области, которой руководит весьма неоднозначный губернатор Алексей Текслер.
Причем, похоже, что некоторые юрлица подверглись дроблению. Правопредшественником "Технопарка" является многострадальный завод ООО "ЧТЗ-Уралтрак". Последний также работает как отдельное юрлицо, принадлежащее АО "Научно-Производственная Корпорация "Уралвагонзавод", АО "Концерн "Уралвагонзавод" и той же Челябинской области.
И вот здесь уже крутятся немалые деньги от госконтрактов, которые при управлении Водопьяновым вряд ли идут впрок. "ЧТЗ-Уралтрак" выступал поставщиком на 3,8 млрд рублей и заказчиком на 1,3 млрд. Однако по сравнению с долгами структуры (активы минус 12 млрд рублей, убыток за 2022 год - 1,7 млрд рублей) погоды не делают. Зато Водопьянов получает хорошую зарплату?
Это не единственный актив, который при прежних "спасителях" и конкретно Водопьянове оказался в орбите Искандера Махмудова. И не только его одного. Сегодня Водопьянов активно сотрудничает и другими дельцами от машиностроения. Он возглавляет ООО "ПК "ЧТЗ" - новую производственную компанию на базе активов "Челябинского тракторного завода", образованную в 2022 году. А владеет ей тот же самый ООО "Технопарк "Тракторозаводский" (49%) и АО "Русский трактор" ("Рустрактор", 51%).
В открытых источниках имя бенефициара "Рустрактора" не указывается, но в Сети утверждают, что это якобы компания Виктора Уланова - сарапульского машиностроителя и бизнесмена. В 2021 году он объявил о старте нового производства тракторов "Улан РТ".
И это странно, потому что ООО "ПК "ЧТЗ" также находится в глубочайшем кризисе - активы компании минус 124 млн рублей, убыток за 2022 год - 125 млн рублей. Т.е., несмотря на недавнее образование ООО, оно уже в предбанкротном состоянии. А что, если все это задумывалось лишь для того, чтобы вывести производственные активы концерна из-под его юрисдикции?
Складывается впечатление, что Андрей Водопьянов - вовсе не просто совладелец и кризис-менеджер, а его реальной целью может быть контролируемое уничтожение того, что осталось от Концерна, с дальнейшим перераспределением его активов в пользу ряда предприимчивых лиц - Махмудова и Уланова.
А ведь можно вспомнить и еще кое-что. До своей "тракторной эпопеи" Андрей Водопьянов трудился в структуре "РМ Рейл", которая занимается производством конструкций для нефтяного бизнеса. Он был заместителем гендиректора. А в 2022 году другой замгендиреткора, вероятно, бывший коллега Водопьянова, Михаил Евпалов был арестован за откаты в 2,7 млн рублей за лоббирование интересов стороннего бизнеса. А чьи интересы, кроме своих собственных, лоббирует Андрей Водопьянов, набирая уже не просто "живые", но "цифровые" кредиты?