Об отравлении Конды узнают в Генпрокуратуре: Жители рассмотрели корысть чиновников в КОСах за 200 миллионов
Очистные сооружения строят на берегу реки высшей категории.
Проблема загрязнения одного из стратегических водных объектов российского Севера в ХМАО коммунальными сбросами выходит на федеральный уровень. Жители Кондинского района оказались не согласны как с решением местных властей построить канализационно-очистные сооружения (КОС) на берегу реки Конда, так и результатами согласования этого проекта. Представители населения говорят, что кураторы стройки проигнорировали статус реки, которую относят к водным объектам высшей категории, и мнение жителей. КОСы создадут неблагоприятную среду обитания для осетровых пород рыб, а «население будет преследовать аромат нечистот». Впрочем, рвение чиновников построить необходимый муниципалитету комобъект именно на берегу реки не удивило общественность, когда она узнала объемы бюджетных вливаний. По предварительным подсчетам, «только на схемах по использованию песка, которые, судя по всему, уже реализуются, можно заработать несколько десятков миллионов рублей». Примечательно, что власти района на протяжении нескольких лет не могу организовать минимальную инфраструктуру для обезвреживания и утилизации канализационных стоков. Попытки прежнего главы Анатолия Дубовика построить КОС закончились «бюджетными потерями и запретом на дальнейшие работы». Эффективность новых финансовых вливаний и прогнозный ущерб экосреде теперь предстоит оценить надзорам в федеральном центре.
Жители Кондинского района Югры выступили против строительства канализационно-очистных сооружений на берегу реки высшей категории Конды. В настоящее время против проекта местных чиновников открыто выступило около 700 человек – такое количество подписей собрали районные активисты для обращения в Генпрокуратуру РФ и Федеральное агентство по рыболовству.
«Появление комобъекта вблизи ключевого водного объекта не обсуждалось с местными жителями, общественные слушания не проводились. При этом для всех, кроме наших чиновников, стали понятны риски этой стройки. Дело в том, что в Конде мигрируют осетровые виды рыб. В то числе краснокнижный сибирский осетр. Кром того, сюда заходит нельма, которая тоже на грани исчезновения и запрещена к промысловому вылову. Чем будут питаться эти рыбы?» – описывают проблему представитель профсообщества, экс-сотрудник Рыбоохраны Югры Виктор Бронников.
Муниципальные чиновники уже попытались убедить общественность, что после очистки вода в Конду будет сбрасываться в чистом и безопасном для биоресурсов виде. Более того, как рассказывают наблюдатели, «сейчас идет активная кампания в подконтрольных мэрии масс-медиа, где указывается, что против коммунального объекта восстало всего несколько человек».
В своих доводах чиновники ссылаются на санитарно-эпидемиологическое заключение, выданное Роспотребнадзором, где сказано, что «строительство канализационно-очистных сооружений в непосредственной близости от р. Конда обусловлено тем, что в соответствии со статьями 1 и 77 Федерального закона от 10 января 2002 года №7-ФЗ «Об охране окружающей среды» и приказом Министерства природных ресурсов РФ от 08 июля 2010 года №238 «Об утверждении Методики исчисления размера вреда, причиненного почвам, как объекту охраны окружающей среды» слив сточных вод после очистки на рельеф местности запрещен».
«На землю и в болото нельзя, а в Конду можно?! Жители района пользуются водой из реки Конда в повседневной жизни: купаются, рыбачат, используют для приготовления пищи. Однако есть еще один немаловажный нюанс: роза ветров здесь такая, что все запахи с коммунального объекта будет слышать и поглощать практически все население», – рассуждают наблюдатели конфликта.
Тем временем представители окружных общественных организаций подтверждают опасения жителей Кондинского района, ссылаясь на то, какую воду сбрасывают КОСы соседних территорий. В качестве доводов собеседники издания приводят отчеты Природнадзора Югры, где говорится, что до 70% стоков КОС сбрасывается неочищенными. Основной причиной ненормированной очистки называют устаревшие конструкции и технологии, а также отсутствие или несовершенство проектных технологий, требующих доочистки.
«Мы понимаем, что даже если в Кондинском районе построят современные КОС, то вопрос, когда неочищенные стоки попадут в реку, – дело не такого уж и далекого будущего. Для работы очистных необходимо покупать обеззараживающие вещества, а на это денег у таких дотационных территорий, как Кондинский район, просто не будет. Например, аналогичную ситуацию мы наблюдаем в Советском районе. По итогам проверки Росприроднадзора там наблюдается превышение по меди, цинку, железу. Ион хлорида – в 3 раза превышение от нормы. Такое нельзя сбрасывать в воду, тем более в реку высшей категории. Здесь начнет погибать биологическое разнообразие», – делятся мнением авторы обращения.
Сегодня в Кондинском районе практически отсутствуют
КОСы. На протяжении нескольких лет администрация экс-главы района Анатолия Дубовика, который позже получил мандат депутата думы Югры, игнорировала решение суда, обязывающее власти организовать утилизацию и переработку жидких бытовых отходов в рамках действующего ФЗ. В результате нечистоты сливаются незаконно в леса и водные объекты.
Впрочем, в процессе разбирательств выяснилось, что ранее уже были вложены средства в строительство КОС, однако должны они были появиться в другом месте. «Протянули ЛЭП, вырубили лес, оградили забором, и на этом все закончилось. Из бюджета было потрачено порядка 4,5 млн рублей, а разрешение на стройку не получили, рассказывают «зеленые».
«Когда мы узнали, что новый проект стоит 200 млн рублей, сразу стал понятен «государственный интерес» местных чиновников. Например, по проекту предусмотрено использование песка при обустройстве площадки под КОС. Однако на сегодня она подготовлена из основания бывшей нефтебазы, на место стройки не было завезено ни одной машины песка. Учитывая, что сдача очистных запланирована на 31 марта 2024 года, а в поселке нет карьера и сейчас отсутствует возможность привезти песок с других территорий – зимника нет, – есть подозрение, что предназначенные на песок деньги будут освоены фиктивно. А это порядка 50 млн», – прогнозируют развитие событий активисты.
Так или иначе, местные жители и общественники указывают, что у районных властей есть более удачная площадка под строительство КОС – старая свалка, где также хранятся старые сбросы нечистот, которые необходимо перерабатывать.
«По всей видимости, на ее модернизацию столько денег не дадут. Только вот для чего тогда тратить сотни миллионов рублей на возрождения осетровых пород рыб, которых относят к стратегическим запасам РФ, если среду их обитания хотят угробить ради семиминутной выгоды известных всем лиц?!» – задаются вопросом собеседники издания.