Кипрский филиал аудиторского гиганта PwC, вероятно, нарушил санкции при работе на российского олигарха
Утечка документов показала, что PwC Cyprus поспешила реструктурировать компании российских олигархов, когда возникла угроза санкций.
Власти Кипра заверяют, что расследуют эпизод, когда PwC предположительно завершила сделку по продаже акций россиянина через несколько дней после того, как он попал в санкционный список ЕС.
В феврале 2022 года, сотрудники кипрского филиала международного аудиторского гиганта PwC поспешили завершить сделку по продаже многомиллионных активов российского олигарха Алексея Мордашова.
Европейские активы Мордашова — в 2021 году журнал Forbes назвал его богатейшим россиянином, — как и других прокремлевских миллиардеров, могли заморозить в случае введения против него санкций.
Читайте на эту же тему:Немецкий журналист Хуберт Зайпель годами получал деньги от российского олигарха
В кипрском офисе PwC курсировали документы с пометками «СРОЧНО» и «ТРЕБУЕТ СОГЛАСОВАНИЯ» — компания готовила бумаги к продаже доли Мордашова в германской турфирме TUI Group (по некоторым данным, стоимостью свыше миллиарда долларов), зарегистрированной на Британских Виргинских Островах (БВО), фирме, принадлежащей супруге бизнесмена Марии Мордашовой.
Издание The Financial Times назвало сделку попыткой олигарха «опередить» санкции ЕС.
Судя по публичным заявлениям TUI за март 2022 года, договор подписали 28 февраля — в этот день против Мордашова ввели санкции. В том же месяце TUI сообщила, что власти Германии признали продажу акций «недействительной» и начали расследование. В Генпрокуратуре Ганновера рассказали, что так и не открыли судебное разбирательство, поскольку сделка состоялась на Кипре, однако уведомили о произошедшем кипрских контролеров.
Теперь же утечка показала, что соглашение могли финализировать после того, как Мордашов попал в черный список ЕС, а значит, PwC Cyprus, вероятно, нарушила санкции.
Власти Кипра сообщили журналистам, что начали расследование в связи с переоформлением доли олигарха в TUI.
Кириакос Иордану, гендиректор Института сертифицированных общественных бухгалтеров Кипра (ICPAC), рассказал OCCRP, что власти «проверили транзакцию несколько месяцев назад» и «приняли необходимые меры… в соответствии с законом».
Алексей Мордашов
В санкционном ведомстве при кипрском Минфине нашим партнерам сообщили, что «знают о продаже акций TUI и проводят уголовное расследование». Официальный представитель кипрского правительства Константинос Летимбиотис сказал, что «не может комментировать текущее расследование».
В PwC Cyprus возразили, что не слышали о разбирательстве, а «в случае выявления правонарушений принимают соответствующие меры».
В TUI также сказали, что не знают о кипрском расследовании, однако отметили, что, судя по предоставленным журналистами данным, сделка «недействительна». Представитель Мордашова говорит, что бизнесмен никогда не нарушал «закон — в Европе, России или других юрисдикциях». Он отметил, что санкции против его клиента «абсолютно необоснованны и несправедливы, они противоречат международным законам, не говоря уже о здравом смысле».
Документы, легшие в основу этого расследования, утекли из Cypcodirect Ltd — кипрского провайдера корпоративных услуг, который тесно сотрудничал с PwC Cyprus. В утечку попала обширная переписка сотрудников PwC и документы, которые кипрский филиал готовил для клиентов.
Утечка из Cypcodirect стала частью глобального расследовательского проекта Cyprus Confidential, который координировали Международный консорциум журналистов-расследователей (ICIJ) и Paper Trail Media.
В марте 2022 года PwC объявила, что ее российский филиал «выйдет из сети», а остальные отделения прекратят «работать с российскими компаниями или лицами под санкциями».
Проанализировав утекшие документы, ICIJ узнал, что после начала полномасштабного конфликта в феврале 2022 года под санкции ЕС, Великобритании, США или Украины попали 39 российских клиентов PwC Cyprus — за связи с Путиным или причастность к сферам экономики.
Неизвестно, сотрудничала ли компания с ними на момент введения санкций. В PwC отказались комментировать информацию про конкретных клиентов, сославшись на законы о конфиденциальности, но сообщили, что кипрский филиал «прекратил работать примерно с 150» лицами после начала СВО в Украине в 2022 году.
«Все предприятия PwC, включая PwC Cyprus, очень серьезно относятся к санкциям против клиентов или санкциям, ограничивающим какие-либо услуги, — отметили в компании. — Внутренние стандарты PwC обновляют в соответствии с полученным опытом и меняющимися обстоятельствами. Мы не мешкаем в случае их несоблюдения. Любые подозрения в нарушении закона мы воспринимаем крайне серьезно, расследуем, а в случае необходимости принимаем соответствующие меры».
В Cypcodirect сказали, что в работе всегда соблюдали «все соответствующие законы и правила», но отказались от дальнейших комментариев, сославшись на требования, касающиеся конфиденциальности клиентов.
PwC не завершила сделку Мордашова к моменту, когда он попал под санкции
28 февраля 2022 года в 20:00 по центральноевропейскому времени (CET) Евросоюз опубликовал обновленный санкционный список. В него попал Мордашов, которого ЕС обвинил в «получении выгоды от связей с российскими властями», в ведении бизнеса в оккупированном Крыму и причастности к прокремлевским медиа.
Всего за 80 минут до этого помощник руководителя кипрского отделения PwC отправил главе компании на одобрение документы, касающиеся продажи акций Мордашова в TUI.
Через пять минут он получил утвердительный ответ. Согласно пресс-релизу TUI, Мордашов продал акции супруге 28 февраля. В утекших внутренних документах также указано, что договор купли-продажи датирован 28 февраля.
По итогам сделки акции принадлежали не подсанкционному лицу, а Мордашовой, которая на тот момент еще не попала в черные списки ЕС, США или Великобритании, а значит, ее активы не подлежали потенциальной конфискации.
Утечка выявила, что переоформление, вероятно, не завершили к моменту, когда Мордашов оказался под санкциями. В письме, отправленном 28 февраля в 18:43 CET , говорится: «Одобрено. Стоимость финализируем чуть позже», давая понять, что срочный обмен сообщениями был не последним шагом в переговорах по сделке.
«Финансовые операции нередко финализируют через несколько дней после согласования, — говорит Том Китинг, глава Центра исследований финансовых преступлений и безопасности при британском аналитическом центре Royal United Services Institute. — Тем не менее обычно к этому моменту цена уже известна. Возможно, в данном случае решили срочно утвердить юридическую сторону контракта, чтобы позже иметь возможность его обосновать, но стоимость еще обговаривали».
Сотрудники компании, вероятно, продолжили работать над сделкой даже после того, как узнали о санкциях против Мордашова: Документы, касающиеся одобрения сделки, снова курсировали в переписке вечером 1 марта 2022 года.
В утечку попали еще два файла, касающиеся договора купли-продажи. Среди них перечень «документов для подписи» — похоже, его отсканировали с рукописной заметкой, в которой значится: «Срочно. Пожалуйста, еще раз подпишите оригиналы, которые подписывали 28.02.2022. Спасибо». Файл датирован 1 марта, а значит, вероятно, сделку не завершили к моменту, когда Мордашов попал под санкции.
Попавшие в утечку документы датированы мартом 2022 года или помечены как «СРОЧНЫЕ» — вероятно, сделку не закрыли к моменту, когда Мордашов попал под санкции
«Вы можете подписать соглашение с последующими условиями, — рассказал OCCRP Александр Дмитриенко, партнер в фирме Ashurst Tokyo, специализирующейся на санкциях и нормоконтроле. — Главный вопрос (по кипрским законам) в том, когда передали акции — сразу или по выполнении этих условий».
Файл под названием «Контрольная форма» представляет собой перечень документов и вопросов, которые необходимо закрыть в рамках сделки. Некоторые пункты отмечены как выполненные, однако рядом со строкой «Мы проверили контрагента транзакции / адвоката в санкционных списках» галочка не поставлена. Вверху вручную написана дата: 2 марта 2022 года.
Куш Амин, юрист Transparency International, говорит, что письма и файлы указывают на вероятность того, что PwC Cyprus работала на Мордашова после того, как Брюссель ввел против него санкции.
«Соглашение требует дальнейшего расследования, поскольку документы указывают на то, что его могли финализировать лишь после публикации санкционного списка», — считает Амин.
PwC Cyprus могла нарушить санкции ЕС, работая над сделкой даже 28 февраля 2022 года. Европейский чиновник рассказал партнерам OCCRP The Guardian и Paper Trail Media, что санкции вступили в силу «в первый час дня публикации» официального уведомления. Это значит, что технически санкции в отношении Мордашова действовали уже весь день 28 февраля 2022 года — вероятно, ни он сам, ни PwC не знали об этом до вечера, когда ЕС выпустил официальное заявление.
Дмитриенко говорит, что представленные в ЕС компании должны делать все возможное, чтобы не нарушать санкции.
«Предприятия в ЕС не должны содействовать обходу санкций. Все попытки подорвать влияние санкций недопустимы и могут привести к правонарушениям», — отметил он.
Неизвестно, кто выступает объектом кипрского разбирательства.
В TUI говорят, что компания «полностью соблюдает все санкции» ЕС, США и Великобритании, а Мордашов «не получает дивидендов или какой-либо экономической выгоды от владения акциями».
В июне 2022 года Мария Мордашова попала под санкции ЕС, а на прошлой неделе — под британские. Она не ответила на вопросы от партнеров OCCRP.
PwC помогла еще двум российским олигархам переоформить активы в преддверии санкций
Первого марта 2022 года, пока сотрудники PwC обменивались письмами в связи с продажей акций Мордашова, британские парламентарии собрались, чтобы обсудить санкции в отношении российских олигархов. Член парламента Маргарет Ходж зачитала список кандидатов, которых отобрала за наличие связей с Великобританией. Первым она назвала Александра Абрамова, а чуть позже — его делового партнера Александра Фролова.
Миллиардеры Абрамов и Фролов, бизнес-партнеры олигарха Романа Абрамовича, нажили свое состояние в постсоветской России. До 2022 года они были совладельцами российского металлургического гиганта «Евраз», который играет ключевую роль в железнодорожной индустрии страны. Они тоже были клиентами PwC Cyprus.
Александр Абрамов (слева) и Роман Абрамович в «Сколково». Подмосковье, Россия
В тот же день, когда Ходж огласила список, сотрудники PwC попытались срочно организовать трансфер 100 миллионов долларов из кипрской компании, которой вместе владели Абрамов и Фролов, в их фирму на Британских Виргинских островах (БВО). Неизвестно, было ли это попыткой минимизировать санкционные риски, однако таким образом средства оказались недоступны для властей ЕС и США.
Том Китинг говорит, что многие российские бизнесмены успели реструктурировать активы в начале 2022 года, поскольку западные правительства публично угрожали ввести санкции.
«Любой адекватный олигарх заранее подготовил план действий, если думал, что может попасть под санкции», — считает Китинг.
Утечка показала, что в PwC Cyprus быстро организовали переоформление активов Абрамова и Фролова. В письме с пометкой «СРОЧНО» топ-менеджер компании попросил коллегу из Cypcodirect подписать кредитный договор между кипрской Moravian Limited in Cyprus и Finassets Limited на БВО.
Согласно письму, источник средств — дивиденды Фролова и Абрамова от «Евраза». В нем также указано, что другие документы, включая протокол заседания совета директоров, «готовят и скоро пришлют», однако «прямо сейчас подписать необходимо только кредитный договор».
Судя по переписке, сотрудник Cypcodirect подписал документ.
Точно неизвестно, вывели ли 100 миллионов долларов на БВО. На следующий день PwC Cyprus помогла Абрамову и Фролову переоформить другие активы на сыновей и таким образом защитить от потенциальной заморозки или конфискации еще сотни миллионов долларов.
Второго марта их акции в Moravian передали Егору Абрамову и Александру Александровичу Фролову, которым санкции не грозили.
Согласно корпоративным документам, Moravian не вела экономической деятельности, однако компания имела доступ к значительным суммам: в декабре 2021 года Абрамов и Фролов выдали ей кредиты на 200,1 миллиона и 99,9 миллиона долларов соответственно.
Судя по «Контрольной форме» PwC, датированной 28 марта 2022 года, принадлежавшая Фролову фирма и ее «дочка» предоставили Moravian еще 200 миллионов долларов в виде двух кредитов по 100 миллионов каждый.
В начале апреля 2022 года Абрамов и Фролов передали права на выданные в декабре 2021 года кредиты (общей суммой 300 миллионов долларов) сыновьям. Неизвестно, переоформил ли Фролов на сына кредит, выданный в марте 2022 года.
В мае 2022 года Великобритания ввела санкции против «Евраза», заявив, что компания представляет «стратегическое значение для российского правительства», поскольку производит 97 процентов железнодорожных рельсов и почти треть железнодорожных колес. В ноябре 2022 года британские власти заморозили активы Абрамова и Фролова и запретили им въезд в страну за причастность к «клике избранной элиты», за которую держится Владимир Путин.
США и ЕС не вводили санкций против Абрамова и Фролова. Бизнесмены не ответили на запросы о комментарии.