Поиск по сайту:

Документов нет, инвентаризация невозможна, зато доброхот подкидывает 100 миллионов: как проходит банкротство саратовского «Нефтемаш-Сапкона»

Документов нет, инвентаризация невозможна, зато доброхот подкидывает 100 миллионов: как проходит банкротство саратовского «Нефтемаш-Сапкона»

Уже 15 января на заседании в саратовском обларбитраже станет известно, поступили ли на специальный счет средства, необходимые для погашения требований конкурсных кредиторов.

В роли доброхота, как и год назад, выступает некто Сергей Харламов, который в конце 2022-го перечислил более 107 млн рублей, дабы обнулить реестр кредиторов и прекратить банкротство предприятия. Казалось бы, такой благородный поступок! Но было несколько факторов, которые мешали громко аплодировать широкому жесту.

Действовал Харламов в интересах компании ООО «Нефтьмашинвест», сосредоточившей у себя 62% акций АО «Нефтемаш Сапкон». «Нефтьмашинвест» почему-то считал, что за 107 миллионов рублей сможет завладеть заводом, стоимость которого даже в условиях остановки и полного увольнения персонала превышает 1,5 миллиарда рублей.

За зарегистрированным в Москве «Нефтьмашинвестом» была отчетливо видна фигура последнего гендиректора АО «Нефтемаш-Сапкон» Михаила Клочкова, во времена которого на заводе и случился рукотворный кризис.

Клочкова сделали гендиректором акционеры «Нефтемаш Сапкона» в феврале 2019 года. Первым же своим распоряжением топ-менеджер разорвал отношения с торговым домом «Сапкон-Нефтемаш» и отказался отгружать ему уже оплаченную продукцию. Сумма предоплаты была немалая — 150 миллионов рублей. После срыва поставок торговый дом не смог гасить кредиты, которые брал для пополнения оборотных средств «Нефтемаш-Сапкона», и проблемы начали расти, как снежный ком.

К тому же гендиректор заявил, что отныне за сбыт продукции завода и контракты будет отвечать не торговый дом, а компания, в которой сам же Клочков некогда был учредителем. Но работать с новым, никому не известным дилером никто не рвался, портфель контрактов оказался очень скуден, выручка по итогам года упала сразу на 58%. Вообще, финал 2019 года с его убытком в сумме 40,1 млн рублей стал началом конца.

Итогом управленческих решений Клочкова стала потеря позиций на рынке, в финансах завода возникла дыра и замаячила угроза банкротства. Детище Федора Шимчука (гендиректор и основной акционер, ушел из жизни в 2017 году) село на мель в 2020-м. В тот год на предприятии и была введена по решению областного арбитражного суда процедура наблюдения. Инициатором выступил Сбербанк, подав иск номиналом около 25 млн рублей.

С тех пор минуло 3,5 года судов, интриг и скандалов. Предприятие «Нефтемаш-Сапкон» прекратило работу в марте 2021 года и что с ним будет, непонятно до сих пор.

В начале 2023 года меценат Харламов и стоявшая за ним публика действительно вполне официально погасили все требования, зафиксированные в реестре кредиторов на конец 2022-го. Причем реестр не рос целый год – судья Денис Кулапов будто специально все 12 месяцев откладывал рассмотрение новых требований.

Однако в конечном итоге последствия этой «заморозки» ударили как раз по доброхоту: в апреле 2023-го суд отказался прекратить банкротство «Нефтемаш-Сапкона», так как за реестром, без всякого рассмотрения остались 26 заявлений кредиторов на 411 миллионов рублей.

На тот момент были еще и текущие требования на 93,7 миллиона, и субординированные – на 29 млн рублей. В общей сумме - почти 573 миллиона рублей, так что погашенной оказалась лишь пятая часть от общей задолженности.

А Харламову суды всех трех инстанций даже отказали во вступлении в реестр на сумму тех самых уплаченных им 107 миллионов рублей: реестра ведь не существует, вступать просто-напросто некуда. На тот момент большинство в комитете кредиторов представляли ООО ЭПО «Сигнал» и компании, действовавшие в его интересах, так что пойти по стандартной процедуре покупки долга, получения права требования к банкроту и строки в реестре Харламов не мог.

Не сможет он и на этот раз, потому что в новом реестре безусловно доминирует все тот же ООО ЭПО «Сигнал», чье право требования к банкроту на сумму свыше 105 млн рублей утвердил судья Денис Кулапов. Вторым по величине кредитором должен быть налоговый орган, но его требования на сумму 23,8 млн рублей погасил еще один загадочный доброхот – некто Александр Митрофанов. Он же и занял место ФНС в реестре по решению суда от 6 декабря.

С похожими намерениями выступала и компания ООО «Тендер-Консалт», заявив суду о замысле погасить текущие платежи и долги 1 и 2 очереди. Видимо, этот доброхот выступал дублером Харламова, но затем сошел с дистанции.

Отметим, что поезд доброты едет на фоне разнообразных сюжетов, которыми изобилует это банкротство. Это, прежде всего, история с ООО «Завод «Газтрансмаш», который занимает один из цехов вставшего на прикол «Нефтемаш-Сапкона».

Попасть на эту территорию не смог даже предыдущий конкурсный управляющий Валерий Борисов. Бессильны оказались и судебные приставы. Не удается это и нынешнему – Флиту Гаффанову, который никак не может провести инвентаризацию и оценку активов должника. При этом Гаффанов, у которого сначала были просто прекрасные отношения с акционерами, до сих пор не может увидеть финансовые документы предприятия. Как следует из материалов дела, сейчас полиция разыскивает некоего жителя Карелии. Видимо, вся документация странным образом оказалась у него.

Но самое главное, Гаффанов выяснил, что договор аренды оборудования с загадочным «Газтрансмашем» был заключен в марте 2022 года в период процедуры наблюдения без согласия внешнего управляющего. В аренду, как видно из материалов суда, попал один из корпусов на ул. Ст. Разина и насосная станция. Конкурсный управляющий также установил, обратившись к экспертам, что арендная плата по договору была занижена в 23 раза! Так что ООО «Завод Газтрансмаш», не заплативший ни копейки, должен перечислить банкроту 56 миллионов рублей.

Что интересно, судья Денис Кулапов еще в октябре признал договор аренды недействительным, но при этом решил не обязывать арендатора платить 56 миллионов рублей. В декабре 12 ААС судью Кулапова решительно поправили, так что акционеры, у которых с введением конкурсного производства кончились права, но не амбиции, получили еще один серьезный стимул сделать ход конем – снова обнулить реестр и попытаться 15 января прекратить банкротство.

Видимо, в своей победе интересанты полностью уверены, об этом может говорить развитие еще одного интересного дела, которое с июля 2023 года рассматривает областной арбитраж. Оно открыто по иску АО «Нефтемаш-Сапкон», который требует с ООО «Завод Газтрансмаш» уплатить штраф в 122 тысячи рублей, а с суда истребовать помещения из незаконного владения.

12 декабря ответчик вышел с инициативой прекратить производство по делу и предложил заключить договор субаренды с неким ООО «Химмаш» (выпускает резервуарное оборудование, зарегистрировано также в Вольске).

Выручка этой компании в 2022 году выросла на 172% аж до 14 млн рублей. Сможет ли новый арендатор погасить долг в 56 миллионов или хотя бы вносить арендную плату в размере, определяемом с рыночных позиций? Вопрос риторический.

Заседание по делу возобновится 11 января, но очевидно, что смена караула как раз приурочена к будущей победе. Но состоится ли блицкриг? Будет ли он иметь хоть какой-то смысл?

Глава консалтинговой компании «Брикс» Юрий Пужалин считает, что спасти предприятие, вдохнуть в него новую жизнь может только крупный инвестор:

 - Этот инвестор должен обладать не только финансовыми возможностями, но и прочным положением на рынке, и кадрами, которые смогут выпускать востребованную продукцию. Ничего подобного в том стане, который ратует за скорейшее прекращение процедуры, я не наблюдаю. Даже если весь объем требований по реестру к 15 января будет погашен, остаются очень большие текущие платежи, те же налоги, к примеру. Так что по иску ФНС либо другого кредитора банкротство возобновится, едва закончившись.

Справка «БВ». Процедура конкурсного производства в АО «Нефтемаш-Сапкон» продлена до 21 марта 2024 года. Как сообщило нам минпромэнерго области, «с марта 2023 года на площадке завода на правах аренды осуществляет деятельность ООО «Газтрансмаш», силами которого сохраняется кадровый и производственный потенциал прежнего предприятия».

business-vector.info

Регион: Саратов

Ещё статьи по теме:

Комментарии:

comments powered by Disqus